Системные семейные расстановки — метод, предложенный в 80-х годах прошлого века немецким теологом, психотерапевтом Бертом Хеллингером. Метод относится к краткосрочной глубинн ой терапии.
Метод основан на том, что за нашими действиями, поступками, нашими успехами и неудачами стоит движение любви. Каждый человек несет в своей душе образ семьи и любовь к ней. И решая многие проблемы, важно учитывать влияние своей семейной системы. Расстановка дает возможность увидеть это влияние и понять проблему более широко, что приводит к нахождению решения, обнаружению ресурсов для воплощения решения в жизнь и для самой жизни.
Когда человек приходит к психологу со своим запросом, он не приходит один. Он всегда связан со своей нынешней семьей, родительской семьей, своим родом, и т.д. К семейным системам относятся все наши кровные родственники, а также люди, отношения с которыми оказались в области сохранения жизни, целостности семьи или, напротив, привели к тяжелым последствиям.
Также в семейные системы входят умершие, нерождённые. К системам относятся люди вне зависимости от того, владеет ли человек о них информацией, знаком ли с ними или вообще ничего не знает о факте их существования. И запросы, которые человек озвучивает, эффективнее и экологичнее решать с учетом этих и многих других связей.
С учетом его места в его семейной системе, порядка и иерархии в этой системе, баланса сложившихся семейных связей. Порой именно нарушения в этих составляющих оказываются причиной многих проблем человека.
В расстановках при помощи группы (или индивидуально) и при участии ведущего (расстановщика) эти нарушения могут быть выявлены и восстановлены.
Классические расстановки — это групповой метод, также расстановки в некоторых случаях могут проводиться индивидуально.
Люди, приходящие на расстановки со своими запросами или в качестве заместителей, отмечают особенность и нестандартность метода, его эффективность в понимании происходящего и нахождении образов-решений для разнообразных запросов. Дополнительными эффектами участия в расстановках (в качестве заместителей) являются развитие чувствительности, интуиции, лучшего понимания себя и других.